Такой загадочный драгоценный камень с врезанным изображением

Резные камни

Дружба между человеком и камнем насчитывает уже несколько тысячелетий. Сначала камень использовали как оружие, затем был орудием труда, и, наконец, стал выражением художественного восприятия мира. Цветные минералы, полупрозрачные и прозрачные кристаллы, уже на протяжении огромного количества времени, добываются тяжелым трудом и доставляются в художественные мастерские для создания новых шедевров.

Драгоценные камни — это сотворенные природой чудесные кристаллы, а человек издавна пытался обработать эти удивительные самоцветы, стараясь усилить их сияние и блеск. Драгоценный камень с врезанным изображением издавна был символом влиятельности и богатства его владельца, о нем писали стихи, наделяли магическими качествами. Влияние драгоценных камней на человеческую жизнь осталось неизменным и в современном мире.

Влияние драгоценного камня на человека

Редкость, необычность, красота, буйство красок минералов всегда поражали человека. Камень стал магическим символом, легенды о драгоценных камнях передавались через поколения, им посвящали стихи и оды. Драгоценные минералы с врезанным изображением защищали своих владельцев от злых духов, вызывали удивление, восторг и суеверный страх. Тайны драгоценных камней всегда манили к себе как магнитом человека, а их влияние на человеческую жизнь трудно оспорить.

Внутренняя красота камня
Желая сохранить здоровье человека, привлечь успех и богатство, на помощь призывался драгоценный камень определенного типа. Создавались мифы, поверья, легенды о драгоценных камнях, и вера в них была абсолютно непоколебимой. Знаменитый трактат «О приготовлении лекарств для всех частей тела» (1400 лет до н. э.) содержит около 10 минералов, которые использовали для лечения. Считалось, что гранат объединяет друзей и веселит сердце, жемчуг избавляет от меланхолии, агат исправляет зрение, топаз борется с гневом человека, сапфир охраняет невинность и улучшает цвет лица.

Создание резного изображения на драгоценном камне — глиптика

Одним из древнейших ювелирных методов обработки драгоценного камня является резьба по минералу, которая получила название глиптика. Именно глиптика стала толчком для того, чтобы в будущем создавались бусы, статуэтки, различные предметы украшения, четки из драгоценных минералов. Произведения глиптики получили название геммы. Геммы делятся на 2 вида:

  • инталии — произведения из драгоценного камня с врезанным изображением;
  • камеи — изделия из драгоценного камня с выпуклым изображением.

Один из исследователей глиптики, знаменитый французский ученый Э.Баблон отмечал, что для того, чтобы изготовить одну большую камею, нужно столько же времени, сколько и для постройки собора. Многоцветные роскошные камеи являются больше памятником своеобразия живописи в камне, а одноцветные, более скромные инталии — символом графического искусства.

Серьги из камня

Развитие глиптики в разные эпохи

Россыпь драгоценных камней всегда манила человека. Чаще всего обработке поддавался сердолик, агат, гематит, изумруд, аметист и гранат. Высокая прочность такого материала давала возможность сохранить произведение искусства на долгие века. Греческий философ Теофраст создал трактат О камнях, который считается одной из первых работ по минералогии. Этот трактат содержал в себе описание около шестнадцати видов драгоценных камней.

Для древних изображений на природном минерале использовались различные сюжеты из обычной жизни человека, а также сцены из мифов и преданий. Часто драгоценные камни с врезанным изображением использовались как именные печати, из них изготовляли бусы, четки, а позднее иконы. Плиний Старший, римский натуралист, создал трактат «Естественная история», в котором описал происхождение драгоценных минералов, их применение и свойства. Гораздо позже русский минералог В.М. Севергин перевел трактат Плиния на русский язык.

Византийская резьба на минералах приобрела более мистическое звучание.

На драгоценных камнях появляются изображения библейских сюжетов, из твердых ценных пород создаются кресты, четки и иконы. Тайны драгоценных камней несут более религиозный характер. В Новом Завете упоминается даже стена из драгоценных камней. Такая стена из драгоценных камней была в основании Небесного Иерусалима. Стена из драгоценных камней состояла из 12 ценных пород — яшмы, граната, рубина, халцедона, берилла, драгоценной разновидности циркона, сапфира, оникса, изумруда, топаза, аметиста и жемчуга.

В Средневековье геммы применялись для украшения церковных книг, утвари, одежды, ими украшали четки священников и иконы. Интереснейший трактат Святого Епифания повествует о 12 драгоценных камнях на нагруднике первосвященников, их свойствах и символическом звучании. Русские цари носили на теле миниатюрные иконы в виде камей, а у купцов важным символом дома были каменные иконы в красном углу. В эпоху Возрождения искусство обработки драгоценных камней приобрело более светский характер, им посвящали стихи, они стали олицетворением красоты и изящества.

Прекрасные горные породы превращались в оригинальные бусы, серьги, броши, а ожерелье из драгоценных камней — стало объектом желания каждой дамы. Драгоценные камни с врезанным изображением были профессиональными талисманами, оказывая влияние на репутацию людей. Моряк считал счастливым аквамарин с изображением Нептуна, винодел — аметист с изображением Диониса, судья — украшение из яшмы или сердолика с врезанным изображением Фемиды и весов, четки — обязательным атрибутом служителя церкви. Французский ученый 19 века Альфонс Луи Констан создал трактат «Камни — вещь живая», в котором объединил существующие представления античных и средневековых исследователей о ценных минералах.

Украшения из камня

Инталия — исток ювелирной обработки драгоценного камня

Первые попытки процарапать изображение на поверхности драгоценного камня довольно быстро превратились в идею создания объемных, врезанных в его поверхность изображений. Так появилась инталия. Создание инталии требует огромного труда, высокого художественного мастерства и абсолютно не допускает ошибок.

Распространенности инталии способствовало широкое использование камня с врезанным изображением на практике — его использовали как печать для скрепления важных документов, указов и писем. Дамы украшали свои наряды огромным количеством камей и инталий с мифологическими мотивами, а также портретными миниатюрами. Прекрасным дамам посвящали стихи, их изображали на холстах.

Медальоны, броши, бусы, четки, серьги — нередко представляли собой драгоценные камни с врезанным изображением.

Печати в виде врезанных изображений часто вставлялись в перстни, броши и медальоны. Со временем такие произведения искусства становились семейным сокровищем, даже когда печать теряла свою юридическую значимость после смерти человека. Печать с изображением продолжали носить, придавая ей магическое влияние (как защитный амулет).

Драгоценные камни с врезанным изображением часто вставлялись в прекрасные бусы, нательные иконы, четки и панагии. В этом случае использовался такой камень, как топаз, аметист рубин и даже кварц.

Трудность создания драгоценных камней с врезанным изображением (помимо их миниатюрного размера) заключается в том, что мастер-ювелир должен постоянно обращать внимание на обратное изображение. Углубленное изображение в инталии нужно чистить, делая пробные оттиски. Драгоценный камень очень твердый по своей структуре, поэтому инталии практически вечны и неподвластны времени.

Печать на камне

Выставка драгоценных камней как собрание шедевров мировой глиптики

По сохранившимся до нашего времени изделиям, которые предлагает выставка в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), выставка гемм Французской национальной библиотеке (Париж), другие сокровищницы, можно совершенно точно сказать, что античное искусство обработки драгоценных камней, создание врезанного изображения на нем достигло колоссального мастерства. Самую знаменитую камею в России представляет выставка в Государственном Эрмитаже. Речь идет о камее Гонзага, созданной на трехслойном агате еще в 3 столетии до нашей эры.

Выставка гемм в Государственном музее изобразительного искусства представляет около 150 камей и инталий, которые были созданы за период около шести тысяч лет. Выставка представляет драгоценные камни с врезанным изображением не только как предметы искусства, больше — как предметы исторического наследия человечества. Выставка вобрала в себя экспонаты из Государственного музея геологии им. Вернадского. Выставка представляет взору посетителей ценные книги, бусы, серьги, иконы, слепки с известных драгоценных камней с врезанным изображением.

Полезные драгоценные камни для детей

Драгоценные камни издавна считаются обладателями ценнейших качеств, которые проявляются при их постоянном ношении, особенно это касается детей.

Самым полезным драгоценным камнем, который оказывает положительное влияние на детей, является малахит. Еще Марбодий писал, что если камешек малахита подвесить возле колыбели маленьких детей, то злые духи не смогут подойти к ним, и малыши смогут спокойно спать. Малахит поможет защитить от сглаза и болезней, если его носить с собой. Поэтому, особой популярностью пользуются малахитовые бусы, кольца и серьги. В Германии малахит на уровне с бирюзой считается камнем, защищающим детей от опасностей (если падает). Также, малахит — камень, который предупреждает о беде (если разбивается на осколки).

Янтарь оказывает благотворное влияние на новорожденных детей. Издавна его клали в кроватку малыша для защиты. Считается, что янтарь охраняет физическое здоровье, защищает энергетику ребенка от негативного внешнего воздействия.

Аметист считают камнем знаний. Малыш, который носит аметист, будет расти любознательным, увлеченным и развитым интеллектуально. Аметист поможет справиться с повышенной обидчивостью детей, окажет влияние на излишнюю агрессивность.

Оцениваем!
0